Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

г. Задонск. Официальный сайт

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, г. Задонск © 2015-2020

Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Арсения,

митрополита Липецкого и Задонского

Материалы подготовлены с любовью к Богу и монастырю насельницами

при помощи мирян и духовенства

399200, Липецкая обл., г. Задонск, Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

Тел. 8 (47471) 4-45-57. E-mail: skit-treby@yandex.ru

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Официальный сайт Елецкой епархии / el-eparhy.ru
Официальный сайт Свято-Тихоновского женского монастыря / zadonsk-skit.ru
Православие.Ru
Яндекс.Метрика
Липецкая митрополия - баннер
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь / zadonsk-monastyr.ru
Задонский Богородице-Тихоновский женский монастырь / tunino.ru

    В 1996 году отец архимандрит Петр с частью сестер уехал на восстановление Свято-Боголюбского женского монастыря Владимирской епархии.

   7 марта 1996 года указом митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) настоятельницей монастыря была назначена монахиня Дорофея (Ермачкова), бывшая ранее насельницей Воронежского Алексеево-Акатова монастыря. Под руководством новой настоятельницы продолжилось возрождение монашеской жизни в святой обители, привлекавшей в эти годы все больше и больше паломников.

       Приходили также новые сестры, устраивалась, развивалась, входила в силу и традицию не только внешняя, но и внутренняя жизнь монастыря.

Стали открываться послушания: швейная, пекарня, просфорня, прачечная, хозяйственный двор с коровником, овчарней, курятником и теплицей. Разбивается огород. Идут работы на монастырских полях. Открываются басменная мастерская, прядильная, резьба по дереву. Во дворе устраиваются цветники, широким зеленым ковром ложится газон.

       Под руководством игумении Дорофеи, имевшей архитектурное и строительное образование, заканчивается в 1997 году строительство двух трехэтажных кирпичных корпусов. В одном из них расположились монашеская трапезная, архиерейские и настоятельские покои, кельи для сестер. Монашеская трапезная была сделана из натурального камня – доломита и мрамора, и украшена лепкой. В другом корпусе – паломническая трапезная, мастерские, гостиница, прачечная, гараж.

       В 1998 году обустраивается часовня, названная Келлией святителя Тихона. Специально для нее были написаны две иконы и небольшое Распятие. На этих чтимых иконах – святителя Митрофана Воронежского и самого святителя Тихона – в октябре 1998 года было замечено мироточение, а от иконы святителя Тихона происходили исцеления. В обители широко известны случаи исцеления одной из сестер и девятилетней девочки-паломницы.

       В ноябре 1998 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский Алексий II. Это стало великим событием для обители. Встречали Патриарха под специально выученный к этому случаю бойкий колокольный звон, получивший в честь этого события название «Встречный», приветствовали в Троицком храме, где Святейший благословил в подарок монастырю икону Покрова Божией Матери. Святейший Патриарх Алексий разделил с сестрами трапезу, слушал песнопения в исполнении сестер и каждую насельницу благословил. 

       В 1999 году по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в монастырь была принесена частица мощей святителя Тихона. В Троицком храме у левой колонны был устроен деревянный кивот в стиле старо-русской резьбы. Ковчежец с мощами разместили в этом кивоте под большой иконой святителя Тихона Задонского.

     

В конце 90-х начале 2000-х годов в обитель начинают возвращаться многие из утерянных святынь.

       Особенно почитаема в обители Иверская икона Божией Матери. Еще в XIX веке со святой Афонской Горы в Свято-Тихоновскую обитель был привезен Иверский образ Божией Матери. Эта икона была написана в русском Пантелеимоновом монастыре в 1879 году. Братия Скита глубоко чтила святую икону, каждую пятницу читая перед ней акафист. В злое лихолетье начала XX века, когда обитель была разрушена и пропали многие ее святыни, в том числе была утеряна и эта чтимая Иверская икона.

     23 июля 1999 года в монастырь привозят большой образ Божией Матери – Иверский. Жертвователи, семья Шматовых, рассказали, что икона была найдена их покойным дедом на скотном дворе, где служила дверью. Благочестивый мирянин взял икону в свой дом и свято хранил ее, оставив при смерти заповедь своим близким: «Когда снова откроются святые обители, подарите ее в какой-нибудь монастырь». Икона три поколения хранилась в его семье. Незадолго до того, как в семье Шматовых было решено пожертвовать икону монастырю, она замироточила. По возвращении в обитель икону отдали на реставрацию в монастырскую мастерскую. Когда сняли загрязненный слой, на тыльной стороне обнаружили плохо сохра-нившуюся надпись: «Писана на Афоне… подарена мужскому Тихоновскому монастырю…». Это было поистине чудо! Всеблагая Вратарница Сама Своей иконой через много лет вернулась в родную обитель, снова изливая Свою благодать на женское теперь иночество.

       В Крестовом приделе Успенского храма устроена усыпальница для останков пяти братьев Тихоновского монастыря. Известны имена троих из них – это иеросхимонах Тихон, схимонах Спиридон и иеромонах Мелхиседек. Их мощи были обретены 12 октября 1995 года при земляных работах под алтарной частью полностью разрушенного зимнего храма в честь святителя Тихона. Матушка игумения Зинона, нынешняя настоятельница обители, присутствовала при открытии захоронений и рассказывает, что от святых останков шло неизреченное благоухание и явно ощущалась благодать Божия. Останки были воскового цвета, у всех братий хорошо сохранились обувь, части мантий, параманные кресты и частично постригальные кресты в руках. У иеросхимонаха Тихона сохранилась епитрахиль, у схимонаха Спиридона – кожаные четки.

       Эти братия упоминаются в сборнике «Подвижники благочестия XIXвека». Немногое известно об их жизни. Иеросхимонах Тихон (Кривской) был первым насельником уединенного лесного скита. Этот старец, известный строгой, благочестивой жизнью, родился в 1797 году в крестьянской семье в слободе Лосевой Павловского уезда Воронежской губернии и в миру звался Михаил Кривской. Он попал в солдаты по жребию и провел в военной службе 32 года, а в 1836 г. поступил послушником в Воронежский Алексеевский монастырь, где и был пострижен спустя 10 лет в монашество под именем Митрофана. В следующем году рукоположен во иеродиакона, а затем — в иеромонаха. В 1860 г. указом Воронежской духовной консистории о. Митрофан был перемещён в Задонский Богородицкий монастырь. Здесь по склонности к уединённому богомыслию в 1861 г. он избрал для жительства созданный попечением архимандрита Димитрия Скит на берегу речки Проходни. В 1862 г. принял он в стенах Богородицкого монастыря схиму, ибо в Скиту еще не было церкви, чтобы совершить великий постриг.

       Отец Тихон, думается, не случайно избравший это имя при принятии великого ангельского образа, действительно в полной мере продолжил заповеданную святителем Тихоном традицию беззаветного, вне мира и его условностей служения Господу. Строгость жизни и мудрые благочестивые советы этого старца, бывшего братским духовником, привлекали к нему во дни жизни земной многих, жаждавших спасения своей души. Он всех утешал благодатным словом Священного Писания и подкреплял духовными примерами, проверенными собственным опытом. А потому память об иеросхимонахе Тихоне сохранялась и почиталась местно на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до послереволюционного разорения.

       Еще один, праведник, память о котором заслуженно почиталась в лесном монастыре, – схимонах Спиридон, также перешедший в эту пустынь из Задонского монастыря по любви к уединённой жизни. Спиридон (Куликов) в мирской жизни был военным и служил хорошо – уволился «с правом кандидата на офицера». Но избрал он часть благую и в 1850 году поступил послушником в Задонский Богородицкий монастырь. Пострижен в монашество в 1867 году с именем Сосипатра. В схиму же облекся в 1870 году с прежним именем Спиридон. Известно, что он за несколько дней предузнал свою кончину и умер тихо 23 мая 1881 года с Иисусовою молитвою на устах, лобызая при этом находившиеся в руках его монашеские четки, которые и сохранились нетленными, освященные молитвой праведника. Погребён был с правой стороны алтаря Тихоновской церкви, рядом с могилой старшего его современника иеросхимонаха Тихона.

       Подробности жизни иеромонаха Мелхиседека от нас сокрыты, но достоверно известно, что почиталась его память в лесной обители, ибо старец при жизни своей отличался «редкою честностью и правдивостью своего характера». Рядом с этими столпами благочестия спасались в лесном уединении и другие достойные старцы.

Часть III. Возрождение обители.

1991 - 2003 годы. (Продолжение)

Фото 1996 года

Внутренний вид Кельи свт. Тихона Задонского. Фото 2014 года

Икона святителя Тихона

с частицей его мощей

      Икона в монастыре очень почитаема. В течение двух лет она не преставала мироточить. Записаны случаи исцелений по молитвам перед этим образом. Особенно Матерь Божия помогает в молитвах о даровании бездетным супругам детей. Часто люди приезжают уже отблагодарить Ее. Нынешняя Матушка Настоятельница игумения Зинона рассказала, что однажды к ней подошла женщина со словами: «Матушка! А ведь икона эта у вас чудотворная! У меня не было детей, я молилась перед этой иконой, и Матерь Божия услышала меня, дала мне ребеночка! Я приехала поблагодарить Владычицу»… Каждый год приезжают в обитель группы детей из воскресных школ. Была среди них мама с девятилетней девочкой. Она обратилась к Матушке Игумении: «Матушка, помолитесь! Нет у нас второго ребеночка». На что Матушка ей ответила: «Так вот у нас Иверская икона – чудотворная. Иди, помолись Матери Божией!». А через год приехала женщина уже с маленькой дочкой, которую в память об обители назвала именем одной из сестер. Известно 8 случаев помощи Матери Божией в даровании супругам детей. Сестры, как и некогда братия монастыря, также молятся Пресвятой Богородице и по пятницам читают перед Ее иконой акафист: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая».

 В 2000 году произошло еще одно знаменательное событие. Это был год прославления собора Новомучеников и исповедников Российских. В праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших, на глазах у одной паломницы закровоточило Распятие, находившееся в Преображенском храме. Тело Спасителя покрылось испариной, а из-под тернового венца показались капельки крови: на лбу, на висках, по волосам. Женщина позвала сестер, те – настоятельницу. Матушка и сестры собрали выступившие капли крови платом. В тот же день Распятие перенесли в действующий Троицкий храм для поклонения.

   

   В 2001 году закончились реставрационные работы в нижнем храме собора. Как и было в Тихоновском монастыре, храм – трехпрестольный. Центральный придел, как и прежде, посвятили празднику Успения Бо-жией Матери, левый – Обретению главы Иоанна Предтечи, а правый – святителю Николаю Чудотворцу.

   Особый интерес представляет собой деревянный иконостас нижнего храма, иконы Царских врат которого были выполнены сестрами обители. Эти Царские врата – копия Царских врат XVI века из церкви Вознесения (церкви Исидора Блаженного) в Ростове Великом. Ростовские врата уникальны своей неординарностью. Обычно на Царских вратах помещались одни и те же строго установленные изображения – на верхней части врат изображалась сцена «Благовещение» (архангел Гавриил на левой створке, Богоматерь на правой), а на прямоугольных частях помещались четыре евангелиста, пишущие Евангелия. Но совершенно по-иному расположены резные изображения ростовских врат: кроме обычной сцены «Благовещения» по краю верхней части врат в четырнадцати круглых медальонах помещены резные барельефные и поясные фигуры четырнадцати ветхозаветных пророков, что напоминает композицию иконы «Похвала Богоматери». На этой иконе Богоматерь изображена в окружении ветхозаветных пророков, держащих свитки с написанными на них текстами пророчеств о воплощении от Нее Бога Слова. По верхнему краю прямоугольной части врат в круглых медальонах помещены полуфигурные изображения деисусного чина: Богоматери, Иоанна Предтечи, двух архангелов, апостолов Петра и Павла.

Ниже деисусного чина все основное пространство врат занято двадцатью клеймами с фигурным верхом, в которых помещаются барельефные резные изображения, посвященные земной жизни Иисуса Христа и особый акцент сделан на изображениях событий Страстных дней. Изображению четырех евангелистов на ростовских вратах отведено второстепенное место. Резные двунадесятые праздники на Царских вратах, помещены в киотцы, расположенные попарно. Работая над копией этого уникального памятника древнерусской резьбы, сестры в новых Царских вратах восполнили утраченные в оригинале фрагменты в соответствии с древнерусской традицией XVI века.

  К освящению Успенского храма из верхнего Троицкого было перенесено кровоточивое Распятие и установлено в специально устроенном приделе, который получил название Крестового. Перед чтимой святыней затеплились лампады.

  Икона Божией Матери «Достойно есть» была очень ветхой, выгоревшей. Изображения рядом с Богородицей выглядели расплывчатыми пятнами. Эта икона  манере письма – Афонская. И действительно, из плохо сохранившейся на ней надписи по церковно-славянски можно разобрать слова: «… и освящена на святей Афонстей…». Осыпавшаяся краска не давала возможности прочитать остальную часть надписи. В ночь с 25 на 26 ноября 2000 года икона обновилась. В красках появился блеск, цвет красок посвежел, сделался как новый, проявились ранее смотревшиеся пятнами изображения: благословляющий Бог Отец, Ангелы по сторонам Богородицы. На ликах и руках Матери и Богомладенца стал заметен легкий румянец.

 Одновременно с этой иконой обновилась и икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», которая до осени 1999 года находилась в старой, ныне снесенной, монастырской трапезной. Образ был очень темный, холст, на котором написана икона, был покороблен, местами краска осыпалась. Икона мироточила. Сестры очень любили ее и часто получали от нее благодатную помощь.

 После того, как старая трапезная была снесена, иконы «Взыскание погибших» и «Достойно есть» поместили в монастырской мастерской. Перед чтимыми иконами теплилась неугасимая лампада, сестры часто читали пред ними акафисты. Когда открыли Успенский храм, иконы перенесли туда. Икона «Взыскание погибших» располагается на западной стене нижнего храма, а икона «Достойно есть» на колонне у левого клироса.

    Замечательны в нижнем Успенском храме и иконы Пресвятой Богородицы, пожертвованные монастырю в первые годы его восстановления.

Главная >> История обители >> Часть 3. Возрождение. 1991 - 2003 годы. (Продолжение).

Главная >> История обители >> Часть 3. Возрождение. 1991 - 2003 годы. (Продолжение).

Главная >> История обители >> Часть 3. Возрождение. 1991 - 2003 годы. (Продолжение).