Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

г. Задонск. Официальный сайт

Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь © 2015-2019

Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего Никона,

митрополита Липецкого и Задонского

Материалы подготовлены с любовью к Богу и монастырю насельницами

при помощи мирян и духовенства

399200, Липецкая обл., г. Задонск, Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

Тел. 8 (47471) 4-45-57. E-mail: skit-treby@yandex.ru

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Официальный сайт Елецкой епархии / el-eparhy.ru
Официальный сайт Свято-Тихоновского женского монастыря / zadonsk-skit.ru
Православие.Ru
Яндекс.Метрика
Липецкая митрополия - баннер
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь / zadonsk-monastyr.ru
Задонский Богородице-Тихоновский женский монастырь / tunino.ru

МОЖНО ЛИ МИРЯНИНУ МОЛИТЬСЯ

ПО ЧЕТКАМ?

 

Иерей Андрей Чиженко

МИР СТОИТ, ПОКА СЛУЖИТСЯ

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

 

Из сочинений сщмч. Серафима (Звездинского)

    В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

 То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

    Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.

    Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.

   Слово четки – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.

   Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.

  Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.

  Четки – это средство отсчета, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

  Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.

Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

   Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

  Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

  Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.

Источник : http://pravlife.org. 

  Нет на земле ничего драгоценнее Божественной Литургии. Если собрать драгоценности всего мира, выкопать все золото, драгоценные камни, достать со дна морского весь жемчуг и положить на одну чашу весов, а на другую — Литургию, совершенную простым священником в самом бедном сельском храме, то чаша весов с Божественной Литургией перетянет. Только человек не понимает, какой драгоценностью он обладает, не сознает, пока это счастье не отнимется у него. К сожалению, человеку свойственно не ценить то, что он получает без труда. Не ценит он солнца, воздуха, которым дышит. И только если отнимутся у него солнце и воздух, наступит темнота, нечем ему будет дышать, тогда оценит и поймет, чем обладал и чего лишился.

Так и Божественная Литургия. Совершается она ежедневно, человек имеет возможность ежедневно бывать в церкви и не ходит, а если ходит, часто стоит невнимательно, рассеянно, вносит с собой житейские попечения и заботы. Почему? Оттого что не вдумывается он, что такое Литургия, не понимает всей глубины, всей важности совершаемой службы. Между тем из всех чудес самое величайшее, непостижимейшее, предивнейшее чудо есть Божественная Евхаристия. Ради Божественных Таин солнце на небе светит днем и луна — ночью, и звезды небесные тихий свет посылают, и земля дает хлеб — да будет Святой Агнец на престоле! Только ради Божественной Литургии дает земля плод свой. Хлеб, которым мы питаемся, — это крохи от трапезы Господней. Не будь Литургии, солнце померкло бы, земля перестала бы производить плоды. В Апокалипсисе святой Иоанн Богослов описывает видение: Жену, облеченную в Солнце Правды. Из бездны выходит змий и старается пустить в реку яд. Жена бежит от него в пустыню. По объяснению всех святых отцов, Жена, виденная святым Иоанном, есть Церковь, облеченная в Солнце Правды — Христа. В последнее время воздвигнется такое гонение на Церковь, что скроется она в пустыне. Божественная Литургия будет совершаться под землей. Не будет Божественной Литургии на земле — померкнет солнце и земля перестанет родить хлеб.

   Божественная Литургия есть точный снимок земной жизни Спасителя. От Вифлеема, куда Пресвятая Дева пришла для переписи и где родился Господь, до Иордана, от Иордана до Гефсимании, от Гефсимании до Голгофы, от Голгофы до Воскресения, от Воскресения до Елеонской горы — все видим в Литургии. И хотя мы не принадлежим к числу тех блаженных, которые жили во времена пребывания Господа на земле и имели величайшее счастье видеть Его лицом к лицу, но, обладая драгоценнейшим даром, оставленным нам Господом, мы почти так же счастливы, как и они. Как мать иногда ведет дитя за руку, иногда сидит около и наблюдает за ним, а иногда берет его в свои объятия, ласкает, лелеет и питает, так и Господь во всех службах церковных и домашней молитве как бы держит нас за руку, наблюдает за нами издали, а в Божественной Литургии Он берет нас в Свои объятия, сажает с Собою за стол и питает от Своей трапезы. На всех службах, кроме Литургии, мы говорим с Господом как бы по телефону, сообщаемся с Ним по телеграфу, а в Божественной Литургии непосредственно говорим свои нужды Господу лицом к лицу, лично благодарим Его и молимся Ему. Оттого молитва за Божественной Литургией действеннее, чем за какой-нибудь другой службой. Потому за усопших установлено молиться за Литургией — особенную отраду вносит она в их души.

   Божественная Литургия — окно, прорубленное Господом в грешном, неверующем, прелюбодейном мире, в которое входит свежий воздух; не будь этого окна, верующие задохнулись бы. Божественная Литургия есть единственное верное основание, на которое мы должны наматывать нить своей жизни. На что иное намотаешь? На славу? Но это основание гнилое. На богатство? Основание непрочное. И, что ни назовешь, все непрочно, все гнило. Единственное основание истинное, единственно крепкое — Божественная Литургия.

   Христиане первых времен ежедневно присутствовали при Божественной Литургии и приобщались Святых Животворящих Христовых Таин. Тогда настолько свята и непорочна была жизнь христиан, настолько жили они всегда в Боге, что жизнь их являлась постоянным приуготовлением себя к принятию Святых Таин и не требовалось особой подготовки.

   За Божественную Литургию, которая преследовалась язычниками, христиане проливали кровь свою, их мучили, распинали, жгли, нередко убивали в самом храме, самих катакомбах при совершении Евхаристии.

   Размышления о значении Божественной Литургии окончим рассказом о видении одного старца-подвижника. Видел он огненное море. Волны вздымались и бурлили, представляя собой страшное зрелище. На противоположном берегу находился прекрасный сад, оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос: «Перейди через это море!» Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Пречистая Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его». Без них, как бы велик ни был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя. Оттого Мария Египетская, подвизавшаяся сорок семь лет, достигшая того, что поднималась при молитве на воздух, просила старца Зосиму приобщить ее Святых Животворящих Таин. И подобных примеров в истории Церкви много.

  (Все вы в сердце моем. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима, епископа Дмитровского. М., 2001. С. 282-284)

Источник : http://pravlife.org.